Актриса, режиссер, поэт…

26.03.2012 - 22:47

Судьба – дама капризная и переменчивая. И её повороты не дано предугадать никому. С этой известной истиной наша сегодняшняя героиня знакома, как никто другой. Елена Семеновна Гаврилюк родилась и выросла далеко от наших мест, в маленьком городе Тимрюке, что на Азовском море. А вот судьбу свою она прочно связала с Тамбовом.

Точнее было бы сказать, судьба сама нашла ее в стенах Ростовского училища искусств. Туда Елена Гавлилюк (а тогда еще Тюрганова) поступила по окончании школы. Анатолий Гаврилюк, ее будущий муж, был к тому времени слушателем училища уже не один год. Елена познакомилась с ним на … картошке. Была в советское время такая традиция – отправлять студентов в сентябре на уборку урожая. Курс Елены не стал исключением – «грызть гранит науки» будущие театралы начинали на грядках подшефного колхоза.

 – Там  я впервые и увидела Анатолия, – вспоминает Елена Семеновна. – Точнее, услышала звон гитарных струн. Оглянулась на их звук и … тут же утонула в зеленых глазах гитариста.

Молодой, интересный, красивый – именно таким был тогда Анатолий Гаврилюк. Балагур и душа компании и, между прочим, любимец всех девушек. Встречаться с ним мечтали многие студентки училища. Но он выбрал именно Елену. Их роман развивался стремительно. Через пару месяцев Елена познакомила Анатолия со своими родителями. Те появление в жизни дочери молодого человека восприняли сдержанно: в глазах матери Елена была еще совсем девчонкой (ей в ту пору исполнилось всего 16!). Анатолий же был на десять лет старше, и эта разница в возрасте поначалу весьма смущала Лениных родителей. Они и предположить не могли, что взрослый мужчина мог питать серьезные чувства к юной девочке. Именно несерьезности со стороны молодого человека больше всего опасалась мать Лены.

Но жизнь все расставила на свои места. Вскоре Анатолий сделал Елене официальное предложение. Они подали заявление в ЗАГС. А ко времени окончания училища молодая семья уже ждала скорого пополнения. Точнее было бы сказать так: училище на тот момент окончил Анатолий; Елена же сдавала экзамены экстерном за 3 и 4 курс - чтобы быть рядом с любимым человеком.

Распределили ее мужа в Тамбов. На сцене Тамбовского областного драматического театра и начали свой творческий путь Анатолий и Елена Гаврилюк. Елене сразу же дали главную роль – в спектакле «Машенька» по пьесе Афиногенова.

– Слова этой роли я учила ночью в поезде, возвращаясь из Ростова, с защиты дипломной работы, – вспоминает Елена Семеновна. – Было необыкновенно сложно. Ведь у меня к тому времени уже рос сын.

Сын Ростислав родился у Елены Гаврилюк в Тамбове в октябре 1979 года, а уже в марте следующего года ее зачислили в труппу Тамбовского драматического театра. Так началась её творческая карьера – в совершенно незнакомом, но таком притягательном для неё городе. Притягательным для Елены Гаврилюк Тамбов сделал тогджашний главный режиссер драмтеатра Михаил Ваховский. Елена Семеновна на всю жизнь запомнила слова мэтра:

– Для молодого артиста важно начинать свою творческую карьеру в театре с хорошими сценическими традициями.

Таким театром Михаил Ваховский считал Тамбовский драматический. Для Елены Гаврилюк он стал на долгие девять лет не просто местом службы, а вторым домом, куда она с радостью бежала на репетиции, где на сцене не просто играла – проживала с героями всю их жизнь.

В том же драмтеатра (порой в одних и тех же спектаклях) играл её муж Анатолий. С супругом Елене Семеновне повезло: по словам актрисы он был человеком надежным. Это именно про таких говорят, что «за ним – как за каменной стеной». Он всегда был главой их маленькой семьи; самые ответственные решения принимал непременно он. Так, в 1989 году он посоветовал Елене Гаврилюк уйти из драматического театра. Молодую женщину подвело здоровье – играть ей в то время было тяжело. К тому же требовали внимания дети (их на тот момент у Елены Семеновны было уже двое). Сыну Ростиславу шел десятый  год; делала свои первые шаги дочь Алина. Елена решила полностью посвятить себя детям – своим и … чужим. Вместе с подрастающей дочкой (у той рано начали проявляться артистические способности) бывшая актриса стала организовывать спектакли для дворовой ребятни. Играли в них, в основном, сами ребята.

А в 2001 году Елена Семеновна уже руководила театральной студией при центре культуры и досуга «Спутник». Работалось в «Спутнике» непросто. Камнем преткновения были финансовые проблемы: часто Елене просто не на что было приобретать костюмы для юных артистов; оформить декорации к новому спектаклю. И все же, несмотря на все трудности, детская театральная студия на базе «Спутника» действовала целых восемь лет. По словам Гаврилюк, студия оказалась в каком–то смысле уникальной - объединила ребят  не только разного возраста – от школьников начальных классов до старшеклассников, – но и разного материального достатка. На сцене во время репетиций и выступлений, по воспоминаниям Елены Семеновны, между ними царило равноправие, и это полностью было заслугой руководителя студии. За годы существования студии были поставлены десятки спектаклей – «Золушка» и «Алиса в стране чудес», «Фантазеры» и «Витя в стране невыученных уроков». Все это – классика детской литературы.

Классического репертуара придерживаются также детские театральные студии «Фантазеры» и «Скоморошки», действующие на базе культурно–досугового центра «Мир». Елена Семеновна возглавляет их вот уже полтора года. Студии объединяют около 20 ребят самого разного возраста. В «Скоморошках» и «Фантазерах» спектакли ставятся буквально к каждому празднику, будь то Новый год или День города. К примеру, ко Дню города в прошлом году юные театралы поставили весьма необычный спектакль, который назывался «Тема для сочинения». По словам Елены Семеновны, конструкция спектакля весьма пластична и оставляет возможность изменения сюжета при сохранении главных героев. На памяти актрисы она ставила с ребятами уже как минимум три варианта «Сочинения» - и в «Спутнике», и в «Мире».

В творческих планах театральных студий «Мира» стоит возрождение еще одного интересного спектакля – «Заветное желание» по мотивам «Волшебных сказок» Диккенса. Эта постановка  в свое время тоже шла на сцене «Спутника». У Елены Семеновны много творческих идей, она планирует в первую очередь выпуск собственного поэтического сборника. Да–да, талантливый человек талантлив во всем, и Елена Семеновна Гаврилюк лишь подтверждает эту расхожую истину. Она – не только актриса, театральный работник, но и … поэт.

Первые её стихи родились в трагичный момент жизни: 12 лет назад не стало мужа Елены  Анатолия. Активный, жизнерадостный человек угас на глазах жены в течение нескольких лет: страшный диагноз «онкология» не дал ему шансов выжить.  Эти годы были  тяжелыми для Елены Гаврилюк. Видеть, как уходит из жизни любимый человек, было невыносимо, и всю свою боль, все бесконечное отчаяние Елена Семеновна впервые излила на листе бумаги. Ей казалось, что лишь ему, чистому листу, может доверить сокровенное, весь трагизм постигшего ее несчастья…

Прошли годы. Боль потери близкого человека притупилась, а желание писать стихи осталось. Со временем печаль и отчаяние в стихах Елены Гаврилюк сменились светлой надеждой и любовью. С упованием на лучшее актриса и поэтесса, отметившая в прошлом году свой юбилей, шагает в завтрашний день. Одно из своих стихотворений - «Рубеж» - она посвятила юбилею.

Юбилей отмечала без пафоса,
Без заоблачных пышных речей,
И друзья упоительно сладостно
Над судьбой размышляли моей.

Я сама удивилась: когда же
Перешла тот рубеж – «пятьдесят»?
Вот и лето прошло, стала старше,
Заглянула в судьбы моей сад.

А в саду зрелость хитро смеется:
«Детство, юность, увы, позади…
Не страшись, не волнуйся, не бойся,
Впереди – золотые деньки!»

Да, конечно, согласна, не спорю,
Только хочется жить веселей!
Чтоб наполнилось сердце любовью,
Чтоб стихам моим стало теплей.

И светлее! Чтоб годом расцвета
Стал рубеж «пятьдесят» навсегда!
И зима показалась мне летом,
Осень стала бы, словно весна.

Марина ГРИБЕНЧУКОВА.

Комментарии пользователей ВКонтакте