Федеральный регистр и реализация конституционного права гражданина на достоверную информацию

Во всем мире право на информацию считается одним из важнейших прав личности. Это право закреплено во Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. Важнейшие положения Декларации о праве граждан России получили свое развитие в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Таким образом, реализация конституционного права на информацию выступает определяющим элементом всех основных прав и свобод человека и гражданина.

Реализация конституционного права на получение достоверной информации возможна, в числе прочего, посредством федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ.

Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации -  федеральный банк нормативных правовых актов субъектов РФ, созданный в соответствии с Указом Президента РФ от 10 августа 2000 г. «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства РФ». Ведется он на русском языке в электронном виде и на бумажных носителях.

Главной целью создания и ведения федерального регистра, помимо необходимости учета нормативных правовых актов, а также обеспечения контроля за их соответствием Конституции РФ и федеральным законам, является возможность реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации, а также создания условий для получения информации о региональном законодательстве органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами и организациями.

В него включаются конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (государственных советов, правительств, кабинетов министров, администраций, мэрий, министерств и иных органов), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер.

Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) обеспечивают направление в Министерство юстиции РФ через его территориальные органы копий региональных нормативных правовых актов в 7-дневный срок после их принятия, а также официальных изданий, в которых публикуются указанные акты, а также полноту и достоверность сведений, подлежащих включению в федеральный регистр.

Из базы данных федерального регистра можно получить информацию о номерах государственной регистрации нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, о реквизитах нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (вид акта и наименование принявшего его органа, дата принятия (подписания) акта, его номер и заголовок), об источниках официального опубликования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. а также ознакомиться с текстами нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и дополнительными сведениями.

В числе дополнительных сведений состоят заключения Минюста России и его территориальных органов. Экспертные заключения готовятся по результатам проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, целью которой является выявление норм, несоответствующих Конституции Российской Федерации или федеральному законодательству. Одновременно с правовой экспертизой, нормативные правовые акты проходят антикоррупционную экспертизу в целях выявления коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

Так за 2012 год Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тамбовской области (далее - Управление) в федеральный регистр было включено 1486 нормативных правовых актов; правовую и антикоррупционную экспертизы прошли 1730 нормативных правовых актов, из них в 53 - выявлены нормы несоответствующие законодательству, в 70 – выявлены коррупциогенные факторы. В 2013 году Управлением включено в федеральный регистр 1470 нормативных правовых акта, правовую и антикоррупционную экспертизы прошел 1551 нормативный правовой акт, из них в 88 - выявлены нормы, несоответствующие законодательству, в 71 – выявлены коррупциогенные факторы. Важно отметить тот факт, что в подавляющем большинстве случаев органы государственной власти Тамбовской области соглашаются с выводами, изложенными в экспертных заключениях, заключениях по результатам проведения антикоррупционной экспертизы, и вносят соответствующие изменения. Кроме того, плодотворная совместная работа, обсуждение взглядов и позиций в указанной области, позволяют выработать наиболее оптимальные пути для совершенствования регионального законодательства, для его оптимизации и повышения эффективности в последующем правоприменении.

Порядок предоставления сведений, содержащихся в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации утвержден приказом Минюста России от 20 декабря 2005 г. № 244 (далее - Порядок). Согласно указанному Порядку сведения, содержащиеся в федеральном регистре, предоставляются в документальном или электронном виде в соответствии с письменным запросом заявителя, а также ознакомиться с ними на официальном интернет-сайте Минюста России.

Подводя итог вышесказанному, хотелось бы повториться, что федеральный регистр играет одну из первостепенных ролей не только по учету нормативных правовых актов, по обеспечению контроля за их соответствием Конституции РФ и федеральным законам, но и по созданию реальной возможности получения достоверной информации о региональном законодательстве как органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами и организациями, так и гражданами, желающими реализовать свое конституционное право.

 

 

Заместитель начальника

отдела законодательства субъекта

Российской Федерации,

ведения федерального регистра и регистрации

уставов муниципальных образований

Управления Минюста России

по Тамбовской области                                                                Елена Миронова